Идeя рaзрaбoтки бoлee эксклюзивнoй и крупнoгaбaритнoй мoдeли сущeствoвaлa ужe дoлгoe врeмя – eщe в кoнцe 50-x гoдoв швeдский aвтoпрoизвoдитeль плaнирoвaл выпустить рoскoшную мoдeль с двигaтeлeм V8 и мoщнoй вeртикaльнoй рeшёткoй рaдиaтoрa. Oднaкo в 1960 гoду исслeдoвaниe выявилo, чтo будущee зa кoмпaктными автомобилями (особенно в США), и от проекта отказались.
Но запуск серии 140 в 1966 году привел к идее размещения шестицилиндрового двигателя в корпусе 140 – это позволило бы Volvo создать представительский автомобиль компактных размеров – такая модель пользовалась бы спросом.
Главный конструктор Ян Уилсгаард совместил шасси серии 140 и переднюю часть машины от проекта 358 1950-х годов. Логотип марки вновь занял видное положение, он расположился по диагонали – так же, как на первом Volvo еще в 1927 году и на сегодняшних моделях. Шасси 140 было растянуто на 10 см вперед от ветрового стекла — чтоьбы высвободить место трехлитровой 145-сильной «шестерки» с карбюратором Zenith-Stromberg. Заявлялось, что коробка передач ZF имеет «дистанционное управление» — относительно короткий рычаг переключения передач был установлен на трансмиссионном туннеле рядом с передними сиденьями.
Интерьер новинки был гораздо роскошнее 140 серии и выделялся плотной шерстяной обивкой сидений, текстильными ковриками и задними сиденьями для двоих с откидным подлокотником посередине. Спустя год после начала производства модель 164 получила уже в базовой комплектации кожаную обивку сидений, встроенные галогенные фары и подголовники. В США модель представлялась с электрическими стеклоподъёмниками, люком на электроприводе и тонированными стёклами. В США автомобиль предлагался еще и с электрическими стеклоподъемниками, люком с электроприводом и кондиционером.
В своем июльском номере 1969 американский журнал Car and Driver, протестировавший Volvo 164 так описал целевую аудиторию новинки: «Люди из Volvo хотят увести клиентов из салонов Buick, Oldsmobile, Mercedes – и именно это они и делают. Новые клиенты Volvo – доктора, юристы, дантисты: люди, которые могут позволить себе нечто особенное».
За время своего существования Volvo 164 постоянно совершенствовался. Так, с 1972 модельного года двигатель автомобиля получил систему электронного впрыска топлива. 1975 год стал последним для модели и все выпущенные за этот период автомобили экспортировались в США. К тому времени её наследник – модель 264 – уже был запущен в производство.
5 малоизвестных фактов о Volvo 164:
5. На Женевском автосалоне 1970 года итальянский производитель кузовов автомобилей Zagato украсил свой стенд спортивным купе 3000 GTZ. Под капотом располагался механически установленный на 164 модель двигатель B30. По слухам, этот построенный в единственном экземпляре прототип существует до сих пор.